Pivovar163.ru

Пивовар
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 1,749

Обзор осетинской араки

Нартский эпос – это один из древнейших эпосов мира. Начало его формирования учёные датируют первой половиной I тысячелетия до н.э.

О значении Нартского эпоса писали: В.Ф. Миллер, Ж. Дюмезиль, В.И. Абаев, В.А. Кузнецов, З.Н. Ванеев, Ю.С. Гаглойти, Б.А. Калоев и другие.

Нартский эпос является одним из важнейших источников изучения истории и культуры осетинского народа. В нём выражаются нравственные нормы поведения, такие как честь и достоинство, мужество, уважительное отношение к старшим, женщине и др. Вместе с тем эпос служит важнейшим источником изучения традиционных напитков осетин – ронг, бæгæны, æлутон и др.

Появление ронга, пива («бæгæны») и æлутон Нартовский эпос связывает с именем главной героини эпоса – Сатаной. Согласно сказаниям, именно ей приписывается изобретение этих напитков.

В одном из сказаний Нартского эпоса говорится, как появилось пиво. «Опустилась птичка на хмелевую лозу, сорвала она зелёную шишечку хмеля и три зёрнышка выклевала из неё. Весело вспорхнула, и полетела туда, где сушился на солнце сладкий солод. Клюнула она зёрнышко сладкого солода, – и свалилась пташка на землю. Хочет вспорхнуть, а крылья точно подрезаны. Увидел её тут нарт Урызмаг, поднял с земли и принёс домой своей жене Сатане, она бережно взяла птичку в руки и положила её на кучу пшеничных зёрен. И птичка скоро очнулась, вспорхнула, защебетала и улетела.

Рассказал Урызмаг Сатане всё, что на глазах у него приключилось с птичкой. А об остальном мудрая Сатана сама догадалась. Смолола она солода, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили нарты, и дивились нарты такому напитку. Из чего варится пиво? Из солода ячменного, из солода пшеничного, а закваску возьми с хмеля, что вьётся по орешнику» [7].

Вышеизложенное сказание нашло отражение и в фольклорной песне о Сатане и пиве:

Птичка на дерево села,

Там она хмель сорвала,

На «хуртуан» (место, где на солнце сушился солод) спустилась.

Ухватила солодовое зерно,

К Сатане их принесла,

Сатана пиво сварила [3].

И по сей день в Осетии поют: «Вынеси, Сатана, нам черного пива, произнеси здравицу нартов, Урузмаг».

Эпос приписывает Сатане изобретение ещё одного напитка – æлутон. Как гласит сказание «Сатана сушила солод и увидела, как одна птичка села на ветку хмеля, поклевала семена хмеля, затем слетела и поклевала зерна солода и не смогла взлететь, поскакала, покачиваясь в разные стороны. Сатана сообразила, что с ней случилось. Нарвала она хмеля и сварила его с солодом. Получился прекрасный напиток – бæгæны. Домочадцы попробовали и опьянели. Затем она заставила зарезать барана, очистила его и целиком вместе с курдюком сварила его в пиве. Получился удивительный напиток – алутон, черный, густой и бодрящий» [5].

Изготовление пива Сатаной отразился и в устном народном творчестве осетин. В песне, посвященной Сатане, есть следующие строки:

Ракурдзыстæм Хуыцауæй ног бинойнагæн

Ой, Сатана, тебе молимся и просим, –

От нас не отделаешься обычным угощением:

Вынеси нам чёрного пива пенящегося,

Вынеси золотистого шашлыка шипящего,

А мы помолимся зэдам и дауагам,

Попросим у Бога для молодой невестки

Новых благ и нового счастья:

Здоровых сыновей и доброго благословления! [6].

В эпосе приготовить вкусное пиво было под силу только Сатане, не все нарты были умелыми пивоварами. Однажды Сырдон, справляя поминки по своим покойникам, «собрал с избытком всё, что нужно было для поминок: напитки и кушанья. Над очагом поставил котёл и заварил пиво. Но, чтобы сварить пиво, Сырдон положил в котёл вместо двадцати мер солода одну меру, и пиво не получилось» [7].

Пиво было настоящим божественным напитком у нартов. Для иллюстрации процитируем отрывок из известного сказания «Чем небожители одарили Сослана»: «В светлых чертогах Сафа накрыты столы, небожители сидят за столами, пьют из турьих рогов сладкое чёрное пиво, а молодой нарт Сослан прислуживает им… Большой турий рог поднял за здоровье Сослана повелитель громов Уацилла. И Сослан, по обычаю нартов, поблагодарил его… Тут небесный кузнец Курдалагон поднял турий рог за здоровье Сослана. И сам Сафа, хозяин небес, обратился к нему и попросил у него подарка для Сослана… Поблагодарил его (Курдалагона) Сослан и сказал:

– О, Курдалагон, небесный кузнец, каждую весну будем мы варить сладкое пиво и на пашнях своих будем прославлять твоё имя!» [7].

В мировой фольклористике Сатана не единственная женщина, подарившая нартам чудесный напиток. Как писал В.И. Абаев «Изобретение пива послужило сюжетом эпической песни не только у осетин, но и у финнов. Дочь Калевы, родоначальника финских героев «Калевалы», также является первой женщиной, сварившей пиво из ячменя и солода с примесью меда, и эти два образа – Нартовской Сатаны и финской Капо, идут, несомненно, из одного источника – из древнейших мифов о происхождении стихий, богов и людей» [1].

Следует отметить, что приготовлением пива занимались не только эпические нарты, но и сами осетины. Они всегда рассматривали процесс его приготовления как «святое дело», магическое действо, которое должно было обеспечить успех праздника или ритуального обряда.

Во время приготовления пива осетины исполняли ритуальные песни, это видимо, было связано с тем, чтобы задобрить святых задолго до начала обрядов и празднеств.

Ещё один любимый хмельной напиток нартов – ронг. Его появление в первую очередь связано с появлением мёда. Судя по сказаниям, первыми мёд в дупле дерева обнаружили нартовские женщины. Сатана приготовила из него напиток. Когда нартовские богатыри вернулись из похода, она поднесла старшим три почетных бокала. Напиток всем очень понравился.

В сказании «Как Сатана стала женой Урызмага» есть некоторое упоминание о том, как готовился ронг. Урузмаг, отправляясь в поездку, поручил своей первой жене Эльде приготовить к его возвращению ронг. «Ронг, чудесный нартский напиток, стала готовить Эльда к возвращению мужа. Сварила она ронг, но когда она влила туда закваску – что тут делать?! – не бродит ронг. Не знала Эльда, что это Сатана мудростью небесной и земным колдовством не дала ему забродить. Встревожилась Эльда и побежала к Сатане. Сатана согласилась ей помочь с тем условием, что проведёт с Урызмагом ночь. Тогда Сатана заквасила новую закваску и ронг начал бродить» [7].

О чудесном брожении ронга есть ещё одно упоминание в «Сказании о Сатане и девушке из рода Бората». Здесь девушка рассказывает сон, в котором она заквасила кадки с ронгом, но они у неё не бродили. Тогда она пошла к родным в нижний квартал и привезла оттуда закваску. Подмешала она этой закваски и ронг начал бродить. Следовательно, во время приготовления ронга важным моментом было брожение, а для брожения была необходима «специальная закваска» [2].

Согласно Нартскому эпосу, ронг был хмельной и приятный на вкус. В одном из сказаний гостящий у нартов сын Хиза обращается к Сослану: «Самым крепким из ваших напитков наполните мне турий рог!» И тот приносит ему ронг [4].

Наряду с пивом и æлутон, ронг считался лучшим хмельным напитком нартов при поклонении святым местам и молельням. В сказании «Как Батрадз спас Урузмага» имеется упоминание о священной горе, куда нарты ходили молиться с пирогами и кувшином ронга [3].

Менее популярным напитком у нартов была арака. Как отмечает В.И. Абаев, «На протяжении нескольких сотен прочитанных и услышанных нартовских сказаний не встречал ни одного намёка на араку» [2]. И далее: «Безошибочный такт певцов подсказывал им, что приписать нартам употребление такого банального напитка значило бы снизить и опошлить Нартовский мир, овеянный ореолом сказочной героики» [2]. Разделяя мнение В.И. Абаева, Б.А. Калоев считал, что «арака появилась, по-видимому, в послемонгольский период, доказательством чему служит отсутствие упоминаний об этом напитке в Нартском эпосе» [3]. Мы не можем разделить мнение уважаемых этнографов, так как упоминания об араке присутствуют в ряде сказаний. В одном из них, «Поход Нартов» написано, «Урызмаг «подошёл к жилищу уаигов (одноглазых великанов) и крикнул:

– Эй, хозяева дома! Выйдите наружу!

И сразу же уаиги вышли к нему навстречу и сказали ему:

– Кого ты ищешь? Верно, своих младших? Не тревожься за них, они скоро выйдут. Зайди лучше к нам в гости, мы хотим угостить тебя подогретой аракой. Давно уж стоит она на огне, мы хотим подогреть её и угостить ею наших гостей. Оттого и задержались твои младшие. Не стесняйся, заходи к нам.

И подумал Урызмаг: «А ведь неплохо было бы при такой усталости выпить рог араки» [7].

Арака упоминается и в сказании «Как Сырдон справлял поминки по своим покойникам»: «Велел Сырдон зарезать двух или трёх кур и покормил своих прислужников, напоил их аракой, а потом поручил им переливать пиво из котла в кадушки» [7].

Что касается вина, то, несмотря на то, что оно является древним напитком осетин, восходящим к скифской эпохе, не упоминается в осетинских Нартских сказаниях. Причину этого Б.А. Калоев объясняет следующим образом: «Предки осетин, поселившись в центральной части Северного Кавказа, где климатические условия были менее благоприятны для разведения винограда, перестали заниматься виноградарством и виноделием. В то же время слово «сæн» сохранилось в форме «сана» в адыгском Нартском эпосе, а вино здесь является наиболее популярным напитком нартов. Возможно, всё это объясняется этническими связями ираноязычных предков осетин с их соседями – адыгскими племенами, с которыми они находились в тесном контакте с глубокой древности» [3].

Между тем отсутствие вина в осетинских Нартских сказаниях ещё не говорит о том, что нарты не имели в своём быту этого напитка. Возможно, им было известно его изготовление и употребление, но они не ставили его на один уровень с ронгом, алутоном и пивом. Тем более что в сказании «Урызмаг и Харан-Хуаг» имеются упоминания о винограднике. «У моего отца, – говорит Урызмаг, – были хорошие виноградники, а вот взгляни туда – Харан-Хуаг превратил их в заросли кустарника, а весь наш скот в кучу камней» [7].

О вине как напитке нартов имеется запись и в одном из кабардинских сказаний Нартского эпоса: «Ежегодно на пир к божеству жизни приглашали самого сильного и мужественного из нартов. Был приглашен и Сосруко. На пиру, на вершине Ошхамахо, Сосруко первый из смертных выпил божественный напиток «сано». Он захотел, чтобы все люди отведали сано и скатил вниз бочку с сано, на дне которого были семена винограда. Сано рекой разлилось в стране нартов, а семена проросли на земле нартов и дали плоды. Так нарты с помощью Сосруко получили сано – вино» [9]. Согласно этим двум сказаниям, нартам были известны культура винограда и напиток – вино.

Читать еще:  Как определить паленую водку

Судя по осетинским сказаниям, напитки нартов хранились в кладовых Сатаны в большом количестве. В сказании «Безымянный сын Урызмага» сказано: «И повела Сатана Урызмага по своим кладовым. Одна кладовая полна пирогами, в другой – от земли до потолка высятся груды вяленого мяса, в третьей – хранятся напитки… Щедрая хозяйка Сатана ухаживает за гостями, от яств столы гнутся, напитки рекой льются. Урызмаг один за другим произносит тосты» [7].

Перечисленные выше напитки, особенно ронг и бæгæны-æлутон предпочитались нартами во время приёма гостя и празднеств. Как повествует сказание «Ацамаз и красавица Агунда», «Младшие подносили гостям рога, наполненные ронгом, и расставляли по столам большие двуухие кувшины, в которых пенилось чёрное пиво-æлутон… Обильнее воды лились напитки – крепкий ронг и чёрное пиво-æлутон» [7].

Пиво и другие напитки служили также мерилом чести и достоинства мужчины. Чтобы определить человеческие достоинства Батрадза, «нарты посадили его так, чтобы ни до одного кушанья и напитка не смог он дотянутся. Всю неделю сидел на пиру Батрадз, и ни кусочка еды и ни глотка ронга не попало в рот его, но пел он веселее всех и плясал лучше всех» [7]. Батрадз был смелым, выносливым, мужественным и отважным в бою, противником насилия и несправедливости, защищал нартов и всегда побеждал врагов [7]. Приведённый сюжет из эпоса также свидетельствует о том, что нарты были воздержаны в питье спиртного. Не теряли чувство стыда, были отважны и разумны, избегали пьянства и сквернословия. Всё это нашло отражение также в жизни и культуре осетин.

Важно упомянуть и чашу «Уацамонга», которой больше всего дорожали нарты. Она обладала чудесными свойствами. Когда нарты пили из неё, хмельной напиток – ронг, пиво и æлутон, то содержание её никогда не иссякало, она вновь наполнялась сама по себе, а при правдивом рассказе о подвигах героев поднималась к устам храбреца [3].

pic_90.tif

Ритуальная чаша с Нартским пивом (Личное фото автора статьи)

Важно отметить, что хмельные напитки украшали и разнообразили повседневный быт и ритуально-обрядовую жизнь как эпических нартов, так и их этнических преемников – осетин.

Рецензенты:

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, зав. отделом этнологии, СОИГСИ им. В.А. Абаева РАН и Правительства РСО – Алания, г. Владикавказ;

Дзаттиаты Р.Г., д.и.н., ведущий научный сотрудник, СОИГСИ им. В.И. Абаева РАН и Правительства РСО – Алания, г. Владикавказ.

Владикавказ – всё о столице Алании, плюсы и минусы для поездки на отдых

Владикавказ – это не только прогулки на старинных немецких трамвайчиках и уминание осетинских пирогов, но и красивейшие места, памятники архитектуры, благоприятный климат, естественные богатства в окрестностях города. Рядом бесчисленное количество почти неиссякаемых источников минеральных вод и хорошей питьевой воды. Кавказские горы здесь видно из любого окна, а тот самый бешеный Терек, который часто упоминали в романтичных стихах русской литературы, на сегодняшний день стал более тихим и покорным. Столица Северной Осетии-Алании, маленький, но очень уютный город в кольце гор, который обязательно покорит всех, кто оценит его скромную красоту. А Хорошо ТАМ поможет вам в этом 😉!

Общая информация о городе

Население

Численность население на 2020 год – 303 597 человек. Название жителей города Владикавказ – владикавказцы, мужчина – владикавказец, женщина – жительница города Владикавказ.

Религия

Большая часть населения православные (49%), на втором месте народная языческая религия осетин (29%) и затем следует ислам (15%)

Среди местного населения есть представители 8-ми мировых религий, в том числе конфессии индуистов и буддистов.

Телефонный код города

Где находится на карте

Владикавказ находится на юго-западе России. Город расположился на берегах реки Терек, недалеко от последнего горного хребта на северном склоне Главного Кавказского хребта. Республика Северная Осетия-Алания делит границы с Республикой Ингушетия, Ставропольским краем, Грузией, Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиками.

В городе и за его пределами, помимо Терека, протекают ещё несколько рек: Чёрный Архон, Камбилеевка, Чёрная и другие неизвестные горные реки, у многих из них нет названия.

Достопримечательности Владикавказа

Интересных достопримечательностей во Владикавказе более чем достаточно. Итак, в городе находятся:

  • Знаменитый Владикавказский Дендрарий– излюбленное место отдыха в черте города.
  • Суннитская мечеть – одно из самых живописных зданий города.
  • Проспект Мира– пожалуй самая красивая улица Владикавказа с большим количеством исторических памятников.
  • Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова– старейший парк на юге нашей страны, отличное пространство для прогулок и отдыха.
  • Набережная Владикавказа – живописное место, где любят отдыхать как жители города так и туристы.
  • Мемориал Славы– архитектурная композиция, посвящённая 60-летию Победы советского народа над гитлеровской Германией в ВОВ.

Что посмотреть во Владикавказе

Видео о Владикавказе с высоты птичьего полёта

Популярные места в окрестностях Алании

  • Дигория – два района Дигорский и Ирафский находящиеся в западной части республики. Район славится своей уникальной природой, в этом месте организовали национальный парк «Алания» дабы сохранить природную красоту данной территории. Для туристов разработан целый ряд мероприятий: походы в горы, альпинизм, экскурсии к водопаду Галдоридон, к ледникам Тана, Караугом, катание на горных велосипедах, занятия рафтингом и парапланеризмом, аграрные туры.
  • Мидаграбинские водопады – включают в себя каскад из 8-ми водопадов. Считаются главным объектом долины Мидаграбин. Кстати, один из водопадов, носящий название Большой Зайгелан – оказался самым большим в Европе.
  • Даргавский некрополь. В Даргавском ущелье расположен город мертвых – это памятник истории состоящий из сотни каменных могил. Ученые говорят о том, что город мертвых был возведен предками осетин, аланами.
  • Кармадонское ущелье. Ущелье расположено недалеко от села Даргавс. Ужасная трагедия произошедшая со съемочной группой Сергея Бодрова сделало это место печально известным на всю Россию. Здесь установлен мемориал погибшим в результате сошедшего ледника Колка.
  • Цейское ущелье, святилище Реком – знаменито полезным горным воздухом, живописными заснеженными вершинами и ледниками, густыми лесами, сверкающими водопадами, целебными источниками. Отвесные склоны манят сюда альпинистов, сноубордистов, горнолыжников. Место благоустроенно есть гостиницы, лагеря альпинистов, канатные дороги и кафе.
  • Памятник Уастырджи, Роща Хетага. Монумент Уастырджи посвящен защитнику мужчин-воинов и путешественников, находится на въезде в Алагирское ущелье. Необычная фигура всадника на коне, как бы рвется из скалы на высоте двадцати двух метров. Для жителей республики Роща Хетага, является природным храмом Уастырджи, следующая ступень только Бог. В этом месте имеется молитвенный дом и места для подношений. .

Особенности города

История

Основан Владикавказ 6 мая 1784 г. в качестве главной русской крепости во времена царствования Екатерины II. Построили её недалеко от осетинского поселения Дзауджикау. Археологические работы говорят о том, что примерно в том месте, где была крепость – в настоящее время находится южный участок современного города, а на возвышенности по правою сторону Терека в 7-9 вв. было расположено городище, принадлежащее предкам осетин – аланам.

На месте, где сейчас расположен Владикавказ, 1000 лет назад находилось аланское поселение

В настоящее время основная деятельность Владикавказа – производство цветных металлов, электрооборудования, деталей для автомобилей и продуктов питания. В городе имеется несколько учебных и научно-исследовательских институтов. Для многих путешественников Владикавказ, да и в целом вся Северная Осетия – пока неведомый край, ну и напрасно, ведь тут своя, неповторимая атмосфера, связанная с многовековыми традициями и обычаями.

Особенности населения

Местные жители невероятно гостеприимные люди. Когда в дом приходит гость, хозяйка начинает готовить застолье, для них это не просто гость – это родственник, наконец-то вернувшийся домой. Вот такой местный менталитет, таковы традиции кавказского гостеприимства.

Интересный момент можно иногда наблюдать в местных маршрутках, это когда начинают препираться, о том кто же заплатит за проезд. Все пытаются заплатить не только за себя, но и за другого, чтобы потом не дай бог, не было за спиной всяких слухов о жадности.

Финансовая сторона

Владикавказ город небогатый, зарплаты невысокие, отсюда и дешевизна отдыха. Вкусно и дешево покушать, проще простого. Размещение также на любой кошелёк, поэтому кто ещё сомневается – дерзайте!

Безопасность

Невзирая на большие этнические, культурные и религиозные различия населения, Владикавказ тихий и достаточно безопасный как для местных, так и для туристов. Единственная проблема города – горячие кавказские парни за рулем автомобиля.

Климат Владикавказ

Владикавказ находится в умеренном климатическом поясе. Зима мягкая и в последнее время малоснежная. Лето тёплое, продолжительное, но часто дождливое.

  • С конца апреля по октябрь, довольно тепло. В это время можно увидеть цветение яблонь, вишни, сирени, свежесть альпийских лугов, красивейшие поляны с ирисами в Дигорском ущелье.
  • Осень – время взглянуть на оттенки горного леса, водопады и родники.
  • Зима тёплая и непродолжительная. Это время идеально для лыжников и сноубордистов, трассы вполне простые, хороши для начинающих и детей. Сильных холодов в регионе не бывает даже в январе, температура комфортная для долгих прогулок.

Одна из важных причин посетить Владикавказ в летнее время – сезон свадеб, даже не будучи знакомым с невестой и женихом, вы сможете свободно посетить любую свадьбу. Как любят тут говорить: «Не был на осетинской свадьбе? Не был в Осетии».

Праздники

  • В марте в святилище Реком отмечается мужской праздник Хорыбон или праздник урожая.
  • В июне празднуют день рожденных за год мужчин, Кэхцгэнэн.
  • Во второе воскресенье июля в Роще Хетага, тысячи паломников собираются отпраздновать День святого Хетага.
  • 16 сентября – День города Владикавказа и День Республики Северная Осетия — Алания. В городе проходят массовые гуляния, концерты и праздничные собрания.
  • 12 ноября – Республика Северная Осетия – Алания празднует День Конституции.
  • В последнюю неделю ноября отмечается национальный праздникпосвященный Уастырджи, поэтому в первый день недели – в республике официальный выходной. В этот день читают молитвы, накрывают столы, приглашают гостей. .
Читать еще:  Обзор водки Кристалл

Национальная кухня

Главным атрибутом национальной кухни республики, считаются осетинские пироги. Ведь это не просто блюдо, это целая религия! По праздникам на стол подаётся одновременно три пирога, они представляют три мироздания – солнце, землю и воду. Начиняны пироги — сыром, листьями свеклы, мясом.

К традиционным осетинским напиткам относят араки (алкогольный напиток, приготовленный из зерновых культур) и ирон баганэ (темное осетинское пиво).

Очень любят во Владикавказе, да и в целом в Осетии баранину. К примеру, густой суп лывжа – тушеное мясо с луком и картофелем, сдобренное чабером, перцем и чесноком. И конечно же из баранины тут делают великолепный шашлык, причем в ход идет не только филейная часть, но и субпродукты.

На десерт попробуйте халуа – небольшие шарики из теста, приготовленные из сахарной пудры и топлёного масла.

Обзор осетинской араки

Давид Лохов: «Мечтаю сделать осетинскую араку известным брендом»

Осетинская домашняя пшеничная водка «Старый Цхинвал» Давида Лохова «дебютировала» на столичных прилавках относительно недавно. Однако, несмотря на свою «молодость», она уверенно заняла свою нишу на рынке спиртных напитков Южной Осетии. Владельцы цхинвальских алкомаркетов высокого мнения о продукции предпринимателя и отмечают, что спрос на нее стабильно растет. Причем водку охотно берут не только местные жители, но и гости республики.

Свою бизнес-миссию Лохов видит в производстве гарантированно качественной водочной продукции на основе местного сырья. А в самых дерзких мечтах нашего земляка сделать осетинскую домашнюю водку (араку) таким же брендом как шотландское виски.
По специальности Давид технолог мяса и мясных продуктов. После окончания вуза жил в Москве, затем решил перебраться к отцу в село Хетагурово Цхинвальского района. Он собирался заняться производством мясной продукции и сыра. Однако, Лохов решил повременить с этим и сосредоточился на традиционной осетинской домашней водке (араке).
Причиной смены приоритетов Давида стало, то что на рынке много некачественной водки. Производители стараются снизить себестоимость продукции, чтобы сделать ее доступнее по цене для широкого круга покупателей. С этой целью они при выпуске водки зачастую используют вместо пищевого спирта более дешевые — технический и медицинский.
По словам Давида, нередко для производства технического спирта применяются отходы переработки нефти, а для медицинского – древесные опилки. Естественно, что алкогольные напитки, изготовленные из непищевых видов спирта непригодны к употреблению, так как содержат большое количество вредных для организма человека веществ.
Однако, к сожалению, наши несведущие сограждане в погоне за низкой ценой покупают в магазинах подобную отраву. Видя это, Давиду становилось очень неприятно.
«Сейчас на полках магазинов можно увидеть водку по цене 100 – 150 рулей за бутылку. Не может бутылка хорошей водки, сделанной из качественного пищевого спирта, стоить столько! С учетом расходов на сырье, тару, этикетку, транспортировку и т.д. это не будет выгодно производителю по себестоимости, — говорит Лохов. — Выпивая такую дешевую водку, сделанную невесть из какого спирта люди гробят здоровье, к тому же она значительно способствует развитию алкогольной зависимости». Поэтому Давид решил организовать выпуск качественной осетинской домашней водки араки из местного сырья.

Перед тем, как открыть свой бизнес пришлось многому учиться
Сначала предприниматель досконально изучил технологию производства спирта, водки и самогоноварения. Для этого он прочитал много специальной литературы, консультировался у опытных российских специалистов.
Многим рецептам производства араки из пшеницы и разных фруктов Давида научила его соседка Натела Мамиева, которая в свою очередь узнала их в молодости у своей бабушки. Лохов считает Нателу настоящим профессионалом и в шутку называет ее своим главным технологом. Только ей он доверяет весь процесс подготовки пшеницы к выпуску араки.
Стремясь улучшить вкусовые и другие качества продукции, Давид постоянно экспериментирует с различными технологиями производства. Предприниматель рад, что ему удается успешно объединять классический метод самогоноварения со своими разработками.
По его словам, то, как делают араку у нас в деревнях, так сказать дедовским методом, в значительной степени неправильно. В результате полученный продукт содержит большое количество опасных для здоровья человека веществ.
К примеру, многие считают, что первые порции, которые выходят при самогоноварении, являются самыми лучшими и называют их «сливками». Но наш собеседник предупреждает — это чистый яд, так как там содержится большое количество метанола. При попадании данного вещества в организм человека происходит самое настоящее отравление.
«Когда содержимое котла начинает вскипать, то в первую очередь начинают испаряться самые плохие фракции, которые на языке профессиональных самогонщиков называются «головы». Их ни в коем случае нельзя пить. Около 10 – 15 % того, что первым выходит из самогонного аппарата надо выливать», — поясняет водочник.
Кроме того, есть расхожее мнение, что мутный самогон — это хороший самогон. Однако, это тоже заблуждение. Самогон бывает мутным когда в ходе его приготовления что-то подгорело, или сырье передержали на огне и т.д. Мутный самогон свидетельствует, что в нем много так называемых «хвостов» — вредных для организма человека веществ. Хороший самогон – это прозрачный самогон с приятным запахом, независимо от того, из какого исходного сырья он бы не был приготовлен — пшеницы или фруктов.

Успешный бизнесстарт
Для реализации проекта Давид купил в России самогонный аппарат на 30 литров и начал выпуск осетинской домашней пшеничной водки под названием «Старый Цхинвал». Результаты проверки первой партии продукции специалистами и знакомыми обнадежили предпринимателя. Обнадеживали и темпы сбыта. Все положительно отзывались о «Старом Цхинвале». Это воодушевило Лохова и он купил самогонный аппарат большей мощности.
В изготовлении водки указанной марки Давид использует исключительно местную пшеницу. По его мнению, для алкогольных напитков, она ничем не уступает российской пшенице и из нее получается хороший спирт. Кроме того, используя местное сырье, Лохов тем самым поддерживает отечественных аграриев.
Благодаря применению в производственном процессе эффективных методов очищения, на выходе получается мягкая прозрачная водка.
В тонкости своих технологических процессов предприниматель, конечно же, посвящать нас не стал. Однако отметил, что есть свои нюансы во всем, начиная от того, сколько и на каком огне держать сырье и заканчивая сроками и температурным режимом последующего хранения готовой продукции перед тем как разлить ее в бутылки и отправить на реализацию.
Всем производственным процессом Давид занимается исключительно сам. Доверить такое ответственное занятие он пока никому не хочет, так как малейшая оплошность скажется на качестве конечной продукции.
На днях Лохов пополнил свой товарный ассортимент еще одним напитком – домашней лимонной водкой. Ближе к зиме ряды его продуктовой линейки пополнятся перцовкой с медом на основе пшеничной водки. Рецепт ее изготовления он нашел в книге 18 века по производству спиртных напитков и добавил к нему свои собственные разработки.
Затем предприниматель начнет выпускать еще три вида настойки – айвовую, апельсиновую, малиновую на основе пшеничной водки. Кроме того, на подходе и выпуск яблочной водки.
Предприниматель уже выпустил пробные партии отмеченных алкогольных напитков и отзывы на них были положительные.
Сейчас Лохов пока реализует свою водку в Цхинвале по адресу ул.Октябрьская, дом № 9 алкомаркет «Мон Шери» и магазин «Яблочко» по ул.Миротворцев.
Владельцы алкомаркетов охотно берут водку Лохова, так как спрос на нее очень хороший и она не застаивается на прилавках. К примеру, недавно сразу раскупили всю пробную партию малиновой водки.
«У продукции Давида хорошие вкусовые качества. Я специально давал ее продегустировать многим своим знакомым и все высоко оценили ее. Причем она конкурентоспособна не только в качественном, но и в ценовом плане», — отмечает хозяин «Мон Шери» Сергей Кулумбегов.
«Сразу видно, что эта водка хорошего качества. После ее выпивки не болит голова. Мы с товарищами предпочитаем ее магазинной водке, так как уверены в качестве продукции Давида», — отметил один из наших знакомых.
Наряду с водкой Лохов делает и два вида домашнего вина – малиновое и ежевичное. Для изготовления этих вин он использует специальные сорта малины и ежевики.
Несмотря на стабильно растущий спрос, Давид не собирается наращивать объемы производства форсированными темпами.
«Как и любой предприниматель, я, конечно же, заинтересован в увеличении объемов сбыта своей продукции. Но торопиться не следует. Чтобы в угоду количеству не страдало ее качество. Поэтому расширяться буду постепенно, в соответствии со своими расчетами и бизнес-планом», — добавляет он.
Лохов считает, что в Юж-ной Осетии значительный потенциал для производства высококачественной винно-во-дочной продукции, которая сможет успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. И грамотный подход позволил бы его успешно реализовать. Это дало бы существенный импульс и развитию сельского хозяйства и в конечном итоге будет в значительной степени способствовать росту экономики.
Давид мечтает, чтобы традиционная осетинская домашняя водка стала таким же брендом как шотландское виски. Он уверен, что если с умом подойти к делу, набраться терпения и упорно работать, то со временем все получится. Это будет способствовать и дальнейшей узнаваемости Южной Осетии в мире и привлечению туристов и т.д.

Ответственный
предприниматель
Несмотря на свою заинтересованность в увеличении объемов сбыта своей алкогольной продукции, Давид вовсе не агитирует за бесконтрольное питье. Наоборот он старается привить согражданам культуру питья.
«Я понимаю, что произвожу алкогольные напитки и в полной мере должен осознавать свою ответственность. Везде где могу и в СМИ и т.д. всегда подчеркиваю, что необходимо соблюдать строгую меру в употреблении спиртной продукции», — отмечает он.
Вот и на этот раз, пользуясь случаем, он обращается к гражданам не злоупотреблять алкогольной продукцией и не подвергать свое здоровье и жизнь опасности.

Обзор осетинской араки

Арак

Арак – крепкий алкогольный напиток, ароматизированный анисом. Он распространен в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и на Балканах [1] . По вкусовым характеристикам и технологии производства он напоминает болгарскую мастику, греческую водку узо, турецкую ракию, итальянскую самбуку [2] .

Слово «арак» в переводе с арабского языка означает «потеть». Свое название напиток приобрел благодаря технологии производства. Арак получают путем перегонки забродившего сырья (риса, фиников, сока пальмы, коровьего или кобыльего молока). Готовый дистиллят медленно собирается в емкости, стекая каплями по узкому горлышку. Крепость напитка – 40-60 градусов.

В восточной медицине арак используют для усиления кровообращения, лечения заболеваний верхних дыхательных путей, повышения иммунитета, омоложения кожи.

Читать еще:  Как приготовить анисовую водку в домашних условиях

Виды арака

В настоящее время насчитывается более 20 методов изготовления самогона из аниса. Самыми популярными считаются 2 вида арака: ливанский и арабский. В Монголии этот горячительный напиток изготавливают путем смешивания водки с перебродившим лошадиным молоком (кумысом).

Ливанский арак делают исключительно в домашних условиях [3] . Это самый лучший алкоголь в мире, который не производят на заводах. Крепость напитка составляет 53%. С древних времен ливанцы изготавливали его путем двойной дистилляции с последующей выдержкой в течение 1 года. Главным компонентом восточного арака считается эфирное масло из семян аниса. При смешивании его с водой напиток приобретает характерный матово-белый цвет.

Главное отличие арабского арака от монгольского – использование кокосового сока, а не кумыса. В результате он получается мутный, но очень ароматный.

В Юго-Восточной Азии местный алкогольный напиток получают в результате перегонки рисовой браги и забродившего сока кокосовой пальмы или тростниковой мелассы. Данный арак прозрачный или бледно-желтого цвета, с сильным ароматом, в котором чувствуются нотки исходного сырья.

В настоящее время этот восточный напиток настаивают на анисе или вине. Данный способ производства арака широко используется в странах Средиземноморья и в арабском мире. Интересно, что в Греции в состав алкоголя добавляют мастиковое дерево и травы для насыщения вкуса. В качестве исходного сырья используют ингредиенты растительного или животного происхождения.

Настоящим считается арак, содержащий исключительно анис и вино. Европейские аналоги этого напитка – ракия, узо [4] .

Технология производства

Производство арака

Первоначально арак был создан для использования продуктов переработки винограда. Его готовили из жмыха и сахара, оставшихся после перегонки. Со временем алкогольная основа этой настойки претерпела изменений и на сегодняшний день зависит от региона производства напитка. В Юго-Восточной Азии его готовят из риса, тростника, фиников, сока кокосовой пальмы, инжира. На Балканах арак получают из слив. В Монголии применяется кумыс, в Турции и Ливане – виноградные выжимки, оставшиеся после приготовления вина.

После окончания брожения сырье перегоняют 3 раза. Именно поэтому арак ошибочно называют «водкой», хотя по технологии производства он ближе к самогону. В полученный дистиллят добавляют анис, питье разливают по дубовым бочкам или бутылкам с длинным узким горлышком и оставляют на 10 дней. Для улучшения вкуса в арак добавляют дополнительные ингредиенты (мед, специи, травы, семена растений).

Рецепт приготовления классической анисовой настойки

  • бадьян – 2 звездочки;
  • водка 45 % – 0,5 л;
  • сахарный песок – 5 г;
  • тмин – 5 г.
  1. Пряности поместить в чистую стеклянную банку, залить алкоголем. Тару закрыть крышкой.
  2. Бутыль поставить в темное место с температурным режимом 18-25 градусов. Регулярно 2-3 раза в неделю настойку тщательно встряхивают. По истечении 21 дня ее процеживают.
  3. В готовый настой добавляют сахарный песок и оставляют на 2 суток до полного растворения кристаллов.

Отличительной чертой этой настойки является то, что она не требует дистилляции.

Напиток получается насыщенного желтоватого цвета с характерным пряным запахом. Хранить его следует в темном, прохладном месте, в закупоренном виде.

Анисовая настойка

Анисовая настойка используется как дезинфицирующее средство. Она убивает болезнетворные бактерии, улучшает отхождение мокроты, успокаивает кашель.

При ларингите, трахеите, бронхите 5-10 капель настойки смешивают с 15 г цветочного меда и растворяют в травяном чае из боярышника, зверобоя или шиповника.

Кроме того, средство используется для полоскания горла, растирки низа живота и спины для снятия болевых ощущений и спазмов.

Рецепт приготовления анисового самогона

  • корица – 3 палочки;
  • чистая вода – 1 л;
  • самогон крепостью 40% – 1 л;
  • фенхель – 10 г;
  • анисовые семена – 20 г;
  • корень имбиря – 2 г;
  • бадьян – 5 г.
  1. Все пряности сложить в банку, залить самогоном, плотно закрыть крышкой. Настаивать в течение 10 суток при комнатной температуре, избегая попадания прямых солнечных лучей.
  2. Профильтровать спиртное, разбавить бутилированной водой, понижая крепость напитка до 20%.
  3. Полученную жидкость залить в перегонный куб, запустить процесс дистилляции. Обязательной процедурой в приготовлении домашнего арака считается деление напитка на фракции.

Головная фракция (первые 30 мл) сразу отделяется и используется исключительно для технических нужд. Затем отбирают срединную фракцию, пока крепость в струе не упадет ниже 40%. При понижении градуса образуются так называемые «хвосты», содержащие сивушные масла. Данные вещества портят качество анисового самогона, придают ему мутный цвет, неприятный вкус и аромат, поэтому их обязательно отделяют от «тела» напитка.

  1. Крепость срединной фракции арака, как правило, варьируется в пределах от 54 до 58%. Для понижения градуса (до 45%) алкоголь разбавляют очищенной бутилированной водой.

Домашний арак

Помните, что при введении воды дистиллят приобретает светло-молочный цвет. Смена окраса напитка связана с высоким содержанием эфирных масел в жидкости. Интересно, что на выходе домашний арак будет сладковатый на вкус и с нотками аниса. Из-за своего цвета арак в Ливии назвали «молоком льва» [5] .

В процессе производства этого алкоголя в Бангладеше, Индии и Шри-Ланке дистилляции подвергается ферментированный кокосовый сок или пальмовый сироп. Такой арак имеет светло-желтый цвет. Он более крепкий (90%) и по вкусу напоминает виски с примесями рома. Самый крупный производитель кокосового напитка – Шри-Ланка. Его употребляют в чистом виде как аперитив, дижестив или в составе коктейлей [6] .

Может ли алкоголь принести пользу

Свойства арака зависят от вида и качества исходного сырья, применяемого для его производства. В Центральной Азии напиток на основе аниса добавляют в чай для лечения болезней верхних дыхательных путей, расстройства желудка, колик. На Востоке считается, что он благоприятно воздействует на репродуктивную систему, улучшая мужскую половую функцию.

Наибольшую ценность для организма человека представляет арак из кумыса. Он сохраняет аминокислоты (метионин, триптофан, лизин) и витамины, необходимые для построения молекул ДНК и РНК.

  • сокращает процессы брожения в желудке, предотвращает размножение гнилостных бактерий в кишечнике, избавляет от запоров, улучшает обмен веществ;
  • повышает защитные функции организма;
  • снимает стресс, используется при истощении нервной системы;
  • расширяет сосуды, понижает кровяное давление, уменьшает отложение жировых бляшек, усиливает кровообращение;
  • улучшает отхождение мокроты;
  • омолаживает кожу (при наружном применении в составе масок): повышает ее эластичность, улучшает цвет лица, уменьшает яркость возрастных пятен;
  • снимает спазмы, утоляет болезненные ощущения во время менструаций у женщин;
  • избавляет от неприятного запаха изо рта [7] .

Бронхит

На основе подогретого арака готовят ингаляции для лечения бронхита и гриппа.

Напиток, сделанный на основе кокосового молока, снижает риск развития инфаркта и укрепляет сердце.

Для улучшения процесса пищеварения арак употребляют по 10 мл 3 раза в сутки после трапезы.

Чтобы убрать гнойный налет на гландах, анисовую настойку (50 мл) разбавляют в теплой воде (200 мл) и используют для полоскания горла. Уже через несколько дней боль при глотании уйдет за счет дезинфекции ротовой полости, что ускорит процесс выздоровления.

Для ухода за увядающей кожей 100 мл цельного молока смешивают с 50 мл арака. В полученном составе смачивают марлю, прикладывают к лицу на 20 минут, после чего дерму протирают насухо и смазывают кремом.

При умеренном употреблении (не более 30 мл в день) анисовый самогон или арак улучшает секреторную функцию желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей и перистальтику кишечника. Крепкий алкогольный напиток используется в народной медицине как дезинфицирующее, потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, обезболивающее средство.

Вред, о котором не говорят производители

Арак – алкогольный напиток, противопоказанный людям, склонным к аллергиям, беременным и кормящим женщинам, детям и подросткам до 18 лет [8] . Кроме того, следует отказаться от употребления анисовки при наличии предрасположенности к эпилептическим припадкам и при высоком уровне нервной возбудимости. В противном случае, это может привести к анафилактическому шоку, приступам удушья.

Злоупотребление алкоголем может стать провоцирующим фактором, вызывающим обострение хронических неврологических заболеваний, возникновение судорожных приступов.

Этот напиток нельзя употреблять людям с заболеваниями желудка и кишечника в стадии обострения. Алкоголь обжигает слизистую и затрудняет кровообращение органов пищеварения, нарушает жизнедеятельность микрофлоры, что усугубляет состояние здоровья пациентов с язвой желудка и гастритом. При отсутствии лечения на оболочках образуются новые язвы, усугубляется состояние старых, деформируются вены пищевода. В итоге, это может привести к внутренним кровотечениям.

Польза и вред арака зависят от его качества. Поддельный напиток, разбавленный метанолом, представляет опасность для здоровья человека и может привести к ухудшению зрения и полной слепоте. Кроме того, из-за низкого уровня санитарной гигиены в Восточных странах арак может вызвать отравление, интоксикацию организма, сопровождающуюся повреждением тканей, клеток печени, мозга, нервной системы, сердечной мышцы. Алкоголь следует покупать исключительно в специализированных магазинах с гарантией качества.

Как правильно пить

Из-за высокой крепости (40-60%) арак принято употреблять в разбавленном виде, соблюдая соотношение напитка и воды 1:2. При этом, в него можно добавить лед. Арак пьют до и после еды. В качестве закуски подойдут твердые сорта сыра, фрукты, орехи [9] .

На основе арака готовят алкогольные коктейли.

Для создания крепкого напитка под названием «Греческий тигр» в шейкере смешивают апельсиновый сок (120 мл) и узо (30 мл), добавляют лед.

Коктейль «Илиада» готовят путем смешивания следующих ингредиентов: арака (120 мл), ликера Амаретто (60 мл), клубничного сока (30 мл), льда. Напиток получается очень ароматной с характерной фруктовой ноткой.

Вывод

Арак – алкогольный напиток, популярный в ближневосточных странах. Он легко пьется в жаркое время года и слабо согревает организм на холоде. В Сирии и Турции арак известен под наименованием «ракы» и производится на основе виноградного сырья в промышленных масштабах. В Болгарии анисовый самогон называют мастика, в Греции – узо, на Балканах – бренди. В Кыргызстане, Казахстане, Монголии и в странах Средней Азии в качестве основы для производства арака используют кобылье молоко. Напиток получают из хорошо перебродившего кумыса, крепостью 5%. Сырье подвергают дистилляции, что увеличивает в нем содержание алкоголя до 30-40 градусов. Кроме того, «тарасун» или молочную водку из забродившей коровьей молочной сыворотки также изготавливают буряты. На территории Южной Азии напиток готовят из пальмового вина или на рисовой основе.

В лечебных целях арак употребляют по 30 мл в день для стимулирования выделения желудочного сока, улучшения пищеварения, выведения мокроты при кашле, укрепления иммунитета, устранения бессонницы, при болях спазмолитического характера. В умеренном количестве алкоголь снимает нервное напряжение, понижает кровяное давление, усиливает кровообращение.

Помните, в случае злоупотребления польза напитка может обернуться во вред [10] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector