Pivovar163.ru

Пивовар
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пьянство татар 100 лет назад: Курбан-байрам с рюмкой водки, нетрезвые шакирды и тлетворное влияние Запада

Пьянство татар 100 лет назад: Курбан-байрам с рюмкой водки, нетрезвые шакирды и тлетворное влияние Запада

Пьянство татар 100 лет назад: Курбан-байрам с рюмкой водки, нетрезвые шакирды и тлетворное влияние ЗападаФото: А. Бренинг из альбома Г. Фролова (vk.com/kazanhistory)

Одной из российских проблем всегда было пьянство. Эта пагубная привычка не обошла стороной и татар, которые, казалось бы, традиционно исповедуют ислам. Известно, что шариат строго запрещает пить алкоголь. Причем потребление спиртных напитков российскими мусульманами — отнюдь не новое явление. Татары пили водку и 100 лет назад, и 200. Колумнист нашей интернет-газеты, историк Лилия Габдрафикова в своей новой авторской колонке «Реального времени» рассказывает об этом парадоксальном феномене.

Курбан-байрам под градусом

Алкоголь сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Однако данный вопрос всегда зависел от культурно-исторического контекста. В западной традиции — это идущее еще от древнегреческого Диониса и плавно перетекшее в церковное причащение вином — абсолютное принятие как части культуры, отдыха. Что касается ислама, то здесь гораздо сложнее. Официальные религиозные нормы категорически запрещают алкогольные напитки, но анализ повседневных норм мусульман дает крайне противоречивые сведения.

В этой связи любопытным представляется изучение повседневности татарского мусульманского общества во второй половине XIX — в начале XX века. Именно в данный период произошли значительные перемены в жизни всего российского сообщества, обострились существующие социальные проблемы. В новых условиях, когда материальные блага, а не традиции, стали определять направление жизни, наряду с заработками еще более актуальным стали и развлечения. Наиболее простым способом свободного времяпрепровождения в российской традиции оставалось употребление спиртных напитков. Получившая в пореформенное время наибольший размах трактирная культура включила в этот водоворот и татар-мусульман, проживавших в городах.

Хотя употребление спиртных напитков не было для поволжских мусульман новым явлением, оно имелось и раньше. Еще Карл Фукс в начале XIX века писал об этом: «…у татар есть сильное стремление к русским трактирам, где познакомились они с европейской роскошью и пьянством». «Усилилось это за последние 20 лет, — отмечал профессор в 1840-х, — татарские купцы и мещане почти ежедневно посещают трактиры и оставляют немалые суммы», — продолжал он.

Подтверждается это наблюдение и материалами Казанской татарской ратуши, где фигурировали дела, так или иначе связанные с нетрезвым состоянием горожан. Как подчеркивает историк Бахтияр Измайлов, в конце XVIII — середине XIX века «пьянству были подвержены в первую очередь маргинальные и беднейшие слои татарского общества». Среди любителей горячительных напитков из трактиров нередко встречались и несовершеннолетние.

Карл Фукс также отмечал, как во время мусульманского поста татары днем обходили трактиры стороной, а в сумерки уже шли туда толпами. При этом приходили в места общественного питания со своими гусями и утками потому, что избегали не халяльной еды. Таким образом, возникала интересная ситуация: пища употреблялась мусульманская, но при этом позволялись спиртные напитки.

Наиболее ярким примером синкретизма веры татар является дореволюционная традиция отмечать религиозные праздники, в особенности Курбан-байрам, со спиртными напитками. «Несмотря на запрещение религией, татары в праздничные дни не отказываются от спиртных напитков», — отмечали этнографы Губайдуллины. Причем, судя по имеющимся примерам, эта традиция в пореформенное время была распространена во всем Волго-Уральском регионе. Например, в ноябре 1880 года сорвалось одно из заседаний Стерлитамакской городской думы (Уфимская губерния). Произошло это по вине рассыльного-мусульманина, который почему-то пригласил не всех. Как он сам потом объяснял, «по случаю магометанского праздника Курбан-байрам был выпивши и забыл разнести, и все 12 повесток представил городскому голове после собрания на другой день». После Курбан-байрама 1894 года казанские мусульмане собрались в окружном суде, чтобы заслушать дело по обвинению местного жителя Нигматуллина, в пьяном состоянии избившего до смерти своего приятеля Галикова. Конфликт произошел во время празднования Курбан-байрама: вместе со своими семьями приятели отмечали за городом религиозный праздник. Но чрезмерное употребление горячительных напитков во время празднества стало причиной трагического исхода.

Читать еще:  Как приготовить сливочный ликер в домашних условиях

На избирательный подход татар к требованиям ислама обращали внимание и другие сторонние наблюдатели. Имея стандартные представления о мусульманской религии, они замечали, что запреты Пророка обходятся самыми разными путями. Например, Александр Дюма-отец, совершивший путешествие по России в 1858 году, в путевых очерках писал о том, как казанские татары свое пристрастие к спиртному прикрывают лечебными свойствами алкогольных напитков. Поэтому «в Казани над винными лавками можно увидеть вывески, где написано «бальзам» (аптека)», «Магомету нечего возразить: перед ним больной человек, а не пьяница», — иронично отметил писатель.

Наиболее простым способом свободного времяпрепровождения в российской традиции оставалось употребление спиртных напитков. Фото А. Бренинга из альбома Г. Фролова (vk.com/kazanhistory)

«Пьянство шакирдов — это уже тенденция»

О проблеме пьянства в татарском обществе во второй половине XIX века писали и сами татары. Например, в романе Загира Бигиева «Большие грехи», написанном в 1887—1889 годах, повествуется о том, как один из героев Габделгафур, сын сельского имама, шакирд казанского медресе, пристрастился к алкоголю. В результате он был отчислен из медресе. «К сожалению, пьянство шакирдов — это уже тенденция» — замечает автор романа. Употребление спиртных напитков было в обиходе не только у шакирдов, но и у самих мулл. В целом же, во всех татарских медресе во внутренних правилах оговаривался запрет спиртных напитков.

Подобный избирательный подход к канонам ислама, подстройка религии под свои запросы, вероятно, начались еще в давние времена. Ислам у татар всегда соседствовал с языческими представлениями, и в XIX веке, и в начале XX столетия они не были изжиты до конца. Их синкретизм проявлялся в различных суевериях, гаданиях, вере в гороскопы (регулярно печатались в татарских календарях) и т. д. То же самое было и в пищевом рационе, в нормах поведения. Усугублялось все это буржуазным развитием российского общества, актуализацией материальных вопросов, расширением сферы услуг и развлечений, распространением идей эпохи Просвещения, результатов научно-технического прогресса и т. д. Все эти явления способствовали ослаблению основ веры человека.

Сто грамм — не харам?

Любопытная эволюция взглядов на употребление спиртных напитков произошла у просветителя Каюма Насыри. В выпускаемом им татарском календаре от 1873 года говорится о том, что принятие алкогольных напитков в небольших дозах перед едой признается врачами полезным для организма. Через 16 лет, в календаре 1889 года, К. Насыри выступает резко против алкоголя, независимо от его дозы. Им подчеркивалось и то, что, несмотря на отдельные высказывания докторов о полезности спиртных напитков в малом количестве, лучше вовсе отказаться от них. Писал он и о вреде пива. Некоторые люди тогда считали, что пиво полезно из-за содержащихся в нем сахара и крахмала. Эти вещества, при необходимости, можно получить из других продуктов, утверждал просветитель.

Однако к рубежу XIX—XX века в Российской империи проблема алкоголизации населения лишь усилилась. О масштабности явления говорит то, что были специальные люди, занимающиеся лечением алкоголизма. В поле зрения казанского полицмейстера в 1900 году попал турецкий поданный, 62-летний Салих Алиев, который жил в Казани около 4 лет и лечил местных татар от алкогольной зависимости: «посредством молитв, написанных на бумажках, каковые кладет в стакан с водою и дает своим пациентам пить, произнося при этом молитвы из Алкорана». Целитель снимал квартиру в районе Сенной площади, рядом с домом Бадретдина Апанаева и за свои услуги брал иногда до 500 рублей.

Шакирды Казанского медресе Мухамадия. 1907 год. Фото facebook.com

В сборнике татарских народных пословиц, зафиксированных писателем Наки Исанбетом в первой половине XX столетия, приводится 326 пословиц на тему пьянства и спиртных напитков. Даже общее количество указывает на то, насколько прочно засела в повседневной жизни татар проблема алкоголизма. Конечно, необходимо отметить, что в данный сборник вошло и народное творчество более позднего, советского периода. Но подавляющее большинство пословиц возникло еще в дореволюционное время.

Читать еще:  Обзор ликера Мараскино

Наблюдавшееся на рубеже XIX—XX веков стремление к европейской жизни у татар проявлялось не только в безобидных явлениях вроде европейской одежды или домашних интерьеров, появления рационального подхода в организации коммерческих дел и т. д., но и в употреблении спиртных напитков. Поскольку в это время постоянно полемизировали между собой кадимисты и джадиды, то первые из них связывали вредные привычки молодежи с джадидами. Об этом кадимисты неоднократно говорили в своем журнале «Дин вэ магишат». Но на самом деле охватившие татарское общество европеизация и прогресс стали лишь оправданием старых пагубных привычек и значительно увеличили их масштабы. А появившееся в это время мусульманское реформаторство, наоборот, являлось реакцией на социальные проблемы данного времени.

Продолжение следует

Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

Об алкогольных напитках на английском языке

В изучении английского все темы хороши, поэтому сегодня мы решили помочь вам пополнить словарный запас лексикой по теме «Алкоголь». Вы узнаете, как называются на английском горячительные напитки (strong drinks), как говорят о «напившихся в стельку» в англоязычных странах, а еще выучите несколько сочных выражений, связанных с процессом употребления алкоголя (а иногда и злоупотребления им).

Названия алкогольных напитков

Вы удивитесь, но у фразы «алкогольный напиток» есть несколько переводов на английский: strong drinks, spirits, spirituous liquors, alcoholic beverages – алкогольные напитки. А еще предлагаем вам таблицу с 10 самыми популярными в мире алкогольными напитками.

Синонимы к слову drunk

А вы знали, что в английском языке более 300 слов, которые описывают подвыпившего человека? Конечно, все 300 слов мы не будем перечислять, вспомним только самые часто встречаемые.

Drunken driving should be severely punished. – Вождение в нетрезвом состоянии должно строго наказываться.

I’m not drunk, just tipsy. – Я не пьян, только слегка.

When the criminal was brought to the police station, he was intoxicated. – Когда злоумышленника доставили в участок, он был в состоянии опьянения.

Even if you hang out with your friends, don’t get tight. – Даже если ты тусуешься с друзьями, не напивайся.

He’s legless and you won’t get any sense out of him. – Он мертвецки пьян, и ты он него ничего не добьешься.

They got wasted celebrating Tom’s promotion. – Они напились, празднуя повышение Тома.

He not just drunk, he’s paralytic. – Он не просто пьян, он мертвецки пьян.

The groom-to-be got plastered at the stag party, so the wedding had to be put off. – Будущий жених сильно напился на мальчишнике, так что свадьбу пришлось отложить.

He’s a little sloshed now, don’t let him drive a car. – Он немного пьян сейчас, не давай ему садиться за руль.

Идиомы об опьянении

Кроме вышеуказанных прилагательных существует еще масса выражений на тему “Drinking”, и ниже приведены некоторые из них.

    To be too drunk to make sense – лыка не вязать.

Tonight he’s too drunk to make sense – ask him about it tomorrow. – Сегодня он лыка не вяжет, спроси его об этом завтра.

He drinks as a fish blaming it on his hard life – Он пьет не просыхая, виня во всем свою тяжелую жизнь.

The driver was under the influence when he hit a man crossing the road. – Водитель был в состоянии алкогольного опьянения, когда он сбил мужчину, переходящего дорогу.

You can only drive a car when you’re as sober as a judge. – Вы можете водить машину только будучи трезвыми как стеклышко.

Her friend is said to have trouble with decanters. – Говорят, ее друг имеет проблемы с алкоголем.

He drank my friend under the table and they were quite satisfied with the party. – Он перепил моего друга, но они оба были весьма довольны вечеринкой.

Don’t worry, when it comes to my birthday party, I always roll out the barrel. – Не волнуйся, когда дело доходит до моего дня рождения, я всегда проставляюсь.

О влиянии алкоголя на английском

Обязательно позанимайтесь аудированием, прослушав и посмотрев следующее видео. В нем вы узнаете, как влияет алкоголь на наш организм. И посмотрите список полезных слов после видео.

Читать еще:  Рецепт приготовления кофейного ликера в домашних условиях

  • Ethanol – этиловый спирт.
  • Mocktail – безалкогольный коктейль.
  • Hungover – похмелье.
  • Volume percentage – градус.
  • Intoxicating effect – опьяняющее действие.
  • Bloodstream – кровоток.
  • Liver – печень.
  • Euphoric and relaxed state – состояние расслабленности и эйфории.
  • To lose his sense of balance – терять чувство равновесия.
  • Inner ear – внутреннее ухо.
  • Addiction – зависимость.
  • To drink responsibly – пить ответственно.

Все слова и выражения (даже чуть больше), которые мы использовали в статье «Об алкогольных напитках на английском языке», доступны для скачивания по ссылке:

И в завершение предлагаем вам небольшой лексический тест по теме.

А еще мы публикуем много интересных статей в блоге нашей школы. Вот некоторые из них:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

АлкоФейк про спиртное и коронавирус — стоит ли рисковать здоровьем?

АлкоФейк про спиртное и коронавирус - стоит ли рисковать здоровьем?

Данных Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), которые, как говорят авторы видео, доказывают пользу употребления алкогольных напитков для борьбы с коронавирусом, просто не существует. Более того, ВОЗ как раз заявляет о том, что употребление алкоголя не защищает от COVID‑19 и может быть опасным.

1) Употребление алкоголя не защищает от COVID‑19 и может быть опасным. Частое или чрезмерное употребление алкоголя повышает риск возникновения проблем со здоровьем;

2) Употребление метанола, этанола или хлорной извести НЕ ЯВЛЯЕТСЯ средством профилактики или лечения COVID‑19 и может представлять серьезную опасность. Метанол, этанол и хлорная известь являются ядами. Их прием внутрь может приводить к стойким расстройствам здоровья и смерти. В некоторых случаях метанол, этанол или хлорную известь добавляют в состав чистящих средств, что позволяет уничтожать вирусы на обрабатываемых поверхностях, тем не менее принимать эти средства внутрь нельзя. Средство не уничтожит вирус, находящийся в организме, и причинит вред внутренним органам.

3) Для того, чтобы уберечь себя от COVID‑19, следует проводить дезинфекцию предметов окружающей обстановки и различных поверхностей, в особенности тех, к которым вы регулярно прикасаетесь. Для такой обработки допускается применение разбавленной хлорной извести или спирта. Регулярно и тщательно мойте руки и не прикасайтесь к глазам, рту или носу.

О том, что прием алкогольных напитков может негативно повлиять на организм, также предупреждает Организация Объединенных Наций:

4) Употребление алкоголя не способствует уничтожению вируса COVID-19. Если человек заражается вирусом, алкоголь может увеличить риск для его здоровья. Спирт (в концентрации не менее 60 процентов) может быть эффективен при дезинфекции кожных покровов, но он не обладает дезинфицирующим действием при употреблении внутрь.

5) При употреблении крепких алкогольных напитков уничтожаются вирусные частицы, содержащиеся во вдыхаемом воздухе – не уничтожаются. Алкоголь не уничтожает вирусные частицы, содержащиеся во вдыхаемом воздухе, не обеспечивает дезинфекцию полости рта и глотки и ни в коей мере не является способом защиты от вируса.

6) Употребление алкоголя (в виде пива, вина, дистиллированного спирта или спиртовых настоек на травах) не укрепляет иммунную систему человека и не повышает устойчивость организма к вирусу. Алкоголь как раз ослабляет иммунную систему человека, а значит, не может повысить устойчивость организма к вирусу. Более того, известно, что спиртное оказывает вредное воздействие практически на каждый орган нашего организма. В целом, данные свидетельствуют о том, что «безопасного уровня потребления алкоголя» не существует и угроза здоровью фактически увеличивается с каждым выпитым бокалом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector